Специальный гость редакции АЛЕКСАНДРА КАЛОШИНА – основатель отечественного бренда Radical Chic и один из самых успешных фешен-предпринимателей России – о принципах современной моды и умении дарить вдохновение каждому.
«Мы показали совершенно другой рисунок. Воспользовались тем, что мы россияне, не Восток и не Запад. Рисунок не был таким витиеватым и сложным, как восточный, но был гораздо более декоративным, чем европейский. Он был пограничным, был нашим…»
– Говорят, за платками Radical Chic приходят ради вдохновения. Ведь яркие цвета создают ощущение оптимизма и радости. Но очевидно, что «содержание» картинки играет немаловажную роль. На чем основаны идеи принтов, и кто является их авторами?
– Все это результат, как ни странно, не только творческого процесса, а прежде всего глубочайшей аналитики. Когда создается дизайн ткани, сначала появляется сам рисунок, потом ткань, а уже после одежда. Все продумывается наперед.
К примеру, сейчас мы заканчиваем создавать сезон весна-лето 2026 года. Когда мы начали эту работу, сами не понимали, что придется развивать еще и собственную аналитическую базу. И идеи принтов как раз рождаются из аналитики, которую мы ведем для тканей. У нас восемь художников в штате, мало какая компания может похвастаться таким количеством. И наши художники, во главе со мной и с аналитиком, каждое утро до начала работы проверяют свои темы: смотрят, что случилось в мире, как на это отреагировал социум, что показал Sotheby’s. Потому что Sotheby’s прекрасно всегда реагирует на все запросы социума.
Что сделали молодые художники? Какие обложки музыкальных альбомов появились? Что нового в мире рекламных креативов? Для нас это уже готовый результат аналитики. Мы обращаем внимание именно на это, а нена моду, показы и так далее – следим за социальной средой во всех ее проявлениях.
Допустим, Илон Маск очень много говорит о космосе, о запусках летательных аппаратов и так далее. Тема космоса, соответственно, не сходит с подиумов и появляется каждый сезон в разных вариациях. То же самое происходит и с мистическими темами. Потому что, когда в мире кризис, все обращаются к мистике. Такова человеческая натура (улыбается).
– У бренда более 20 коллабораций, среди которых проекты с Третьяковской галереей, Российской государственной библиотекой, Музеем декоративного и прикладного искусства и даже Музеями Московского Кремля. Как начала складываться ваша история дружбы с Высоким искусством?
– Для нас производство платков разделено на разные направления. Одно из них «Объекты российской культуры». Здесь мы развиваем сотрудничество с различными музеями и культурными институциями. Кто-то, как, например, Третьяковская галерея, обратился к нам сам. К кому-то обратились мы, взяв для себя такое направление, как популяризация объектов русской культуры. Сейчас запустили новый проект с Пушкинским музеем. С обеих сторон было желание что-то создать. Совсем скоро появятся очень интересные платки, основанные на древнем японском искусстве, и новые модели европеизированных кимоно. Александра Калошина
Мы продолжаем сотрудничество с музеями Московского Кремля, с Третьяковской галереей. Ориентируемся на работы Рериха. Кстати, тоже, видите, тема Востока. Все, что мы делаем, – отражаем с вами социум. Вы отражаете это в интервью, а мы в рисовании. Кстати говоря, считаем себя тоже средством массовой информации, только на шелке.
Прежде всего, мы про ткани: у нас есть большое производство – единственная в России фабрика, которая наносит любой рисунок на все виды материалов!
– Резонно было бы спросить, ориентируетесь ли вы на тренды. Но, как выяснилось, те, кто эти самые тренды диктует всему миру, сами уже не первый год следят за вашей работой. Расскажите об этом подробнее, невероятно интригующий факт.
– Это происходит именно благодаря тому, что мы развили аналитику. Начиная, как любая небольшая компания, мы имели определенные ограничения в средствах и не могли покупать аналитические материалы, поэтому стали развивать свою аналитику. И вот здесь-то как раз и произошли все чудеса, потому что мы, как продавцы рисунка для ткани, вышли практически на все ведущие выставки мира – в Шанхае, Мюнхене, Нью-Йорке. Там нас заметили аналитики, и даже WGSN (самое авторитетное международное аналитическое агентство) стало семь лет подряд включать нас в свои отчеты. Из 50 рисунков пять было наших. То есть, порядка 10 процентов глобальных мировых текстильных трендов. Сейчас мы уже два года, как не выходим на зарубежные выставки, но собираемся вернуться. И аналитические процессы ведем по-прежнему.
Мы выставляем свои рисунки и ткани по ним на российской выставке «ИНТЕРТКАНЬ», читаем открытые лекции для российских производителей.
– Что ждет ваших поклонников в наступающем сезоне?
– Для следующего сезона мы рисуем платки в китайском стиле. Как я уже упоминала, тема Востока для нас сейчас близка, а тем более социум очень много говорит о Китае, к нам приходит китайская культура и так далее. Мы не можем остаться в стороне, потому что это действительно то, чего ждет публика. Кроме того, у нас выйдет совершенно необычный платок на тему денег. Тема, которая табуирована, то, о чем не принято говорить. Обычно мы не рассказываем о деньгах, не рисуем деньги, это такое направление, которого практически никто не любит касаться. Но мы решили рискнуть и представить такой оригинальный платок. Помимо этого, продолжаем развивать свои текущие направления, включая сотрудничество с музеями. Поэтому в новом сезоне покажем много нового и необычного. И не только платки!..
– История вашего бренда связана с двумя странами – Россией и любимой всеми нами Италией. И началась она довольно давно. Невероятно интересно узнать, как это было, почему тогда ваш выбор пал на создание авторских тканей, и когда вы пришли к созданию платков, а также чем конкретно намерены дополнять ассортимент бренда в ближайшем будущем?
– Одеждой! Но начинали мы как производители тканей. Давно работаем с ними и любим. А в какой-то момент подумали, почему не создавать на этих тканях уникальные рисунки, которые украсят любой образ и станут интересным акцентом. Платки – это верхушка гигантского айсберга, которым является наша компания. То есть нас всегда сначала воспринимают как производителей платков, и очень впечатляются, когда узнают, что за этим кроется.
Мы – группа компаний. Прежде всего, у нас большое производство, фабрика цифровой печати на ткани. Единственная, которая в России наносит рисунок на все виды материалов: хлопок, шелк, шерсть, кашемир. Мы уже 25 лет занимаемся печатью и разработкой рисунка на ткани. И вот сейчас поставили на поток собственное большое производство, на котором печатают ткани большинство российских брендов.
Вот здесь-то как раз и произошли все чудеса, потому что мы, как продавцы рисунка для ткани, вышли практически на все ведущие выставки мира в Шанхае, Мюнхене и Нью-Йорке…
– Семь лет назад вы организовали конкурс текстильного дизайна, участие в котором приняли более 300 дизайнеров из 24 стран! Это же говорит о фантастической популярности вашего бренда по всему миру. А что вы сами думаете об успехе – о его смысле и ответственности?
– Спасибо за такой вопрос. Действительно, мы понимаем, даже на примере этого конкурса, что нас видят многие и следуют за нами. Мы вдохновляем людей по всему миру. И это, в свою очередь, вдохновляет нас. Важно достойно нести себя в общество, чувствовать социальную ответственность. И дело здесь не в деньгах. Мы хотим стать таким социальным феноменом, который посредством своей работы помогает людям найти и выразить себя.
Помогаем художникам показать свое творчество миру, мы открыты для сотрудничества. Участие в выставках и демонстрация своих рисунков – это ведь тоже искусство. Ткань – носитель информации, который может быть использован совершенно в разных сферах. Хочется донести это до общества и, повторюсь, путем развития самих себя помогать другим.
– Как вы отметили, продолжением вашей истории стала целая фабрика цифровой печати на ткани. Проект амбициозный. И, как вы знаете, кроме поклонников моды, наш журнал читают дизайнеры со всех регионов России. Смогут ли они обращаться к вам за помощью в создании эксклюзивных тканей?
– Безусловно. Мы очень активно работаем с российскими дизайнерами. Наше производство позволяет каждому напечатать свою ткань, начиная от 50 см. Это спасение для небольших брендов, кому нужны маленькие объемы. Плюс это дает гигантскую свободу фантазии. Потому что, к примеру, в традиционной печати, которая у нас сохранилась, скажем, в Иваново, ограничено количество цветов, максимум 6-8, и это уже очень дорого. А здесь мы не ограничены цветом, мы создаем файл. И вот наша миссия как раз показать всем, что можно изменить бизнес-модель.
Благодаря цифровой печати мы успеваем выпустить малую тестовую партию и посмотреть, насколько она нравится потребителю, а уже потом, при необходимости, увеличить тираж.
Не нужно закупать ткань километрами и думать, продастся ли такой объем. В конечном итоге ты производишь ровно то, что нравится покупателям. И обращаются к нам не только дизайнеры. Мамы печатают детские рисунки, делают из них, к примеру, пижамы или постельное белье. Представьте, как это значимо для родителей, – перенести первое творчество своего ребенка на ткань и создать из этого какой-то предмет одежды.
Также мы занимаемся поддержкой художников. Есть сайт, где каждый художник может загрузить свое изображение в такой, образно говоря, каталог. И когда кто-то из клиентов выбирает это изображение для печати, художник получает 10 процентов от стоимости заказа. Таким образом мы поддерживаем, в том числе, и молодые таланты, которые хотят продемонстрировать миру собственное творчество.