Как победить обстоятельства, не дать себя сломить и построить бренд, занявший место в одном ряду с мировыми легендами люкса – история жизни ТАТЬЯНЫ ЗАТРАВИНОЙ, несомненно, вдохновляет и дает надежду всей российской моде! Подробности – в нашем интервью с основателем и идеологом FREE AGE.
Мы прошли большой путь: от инвестированных $3000 до годового оборота в $12 000 000.
– Татьяна, с чего начался ваш бизнес – случайная идея, удачное вложение, неожиданно перспективный проект?
– Мой путь в бизнесе начался в далеком 1996 году. Мною двигало желание зарабатывать больше, чтобы обеспечить себя и ребенка. Я была открыта возможностям, искала их. И так сложилось, что, благодаря знакомым стала сотрудничать с эстонским концерном, который выпускал прекрасные трикотажные изделия. Я стала поставщиком их ассортимента в Петербург. Сотрудничала практически со всеми универмагами и небольшими магазинами. Но не долго… 1998 год – это первый и самый суровый кризис, который мне пришлось пережить. И еще очень долго выплачивать долги, образовавшиеся из-за курсовых разниц. Товар я покупала за валюту, поставки были с отсрочкой платежа, объемы большие. Иными словами, в один день, вместе с курсом рубля, сгорела вся моя прибыль…
В 2006 году я предприняла вторую попытку и организовала компанию «Эколайф», которая существует и по сей день. Я открыла ее практически сразу, как родила второго ребенка, и точно знала, что и как хочу делать. К тому моменту я уже была морально подготовлена практически ко всем трудностям и верила в успех. Став дистрибьютором продукции российских трикотажных предприятий, я запустила собственный бренд бесфосфатной бытовой химии, которую производила на контрактном производстве в Германии. В 2011 году мне пришлось принять решение оставить оба эти направления. Рынок очень сильно менялся, а кризисы следовали один за другим. Но это не главное, ведь к тому времени я практически потеряла интерес к продаже продукта, на дизайн и качество которого была не в силах повлиять. А заниматься второсортным продуктом мне никогда не было интересно.
Параллельно с работой над закрытием двух этих проектов я стала самостоятельно разрабатывать коллекции детского трикотажа и размещать их на контрактных площадках в Узбекистане. Первое же сотрудничество принесло мне стопроцентные потери, но это был очень хороший урок. Несмотря на то, что я имела опыт сотрудничества с производителями Европы, Китая, Турции и Узбекистана, всю продукцию получила с сильным опозданием и несоответствующего качества. Пошла в суд и выиграла его. И могу точно сказать, что если бы не присутствовала на заседаниях и не защищала себя сама, несомненно, проиграла бы. Выигранный же суд и понимание менталитета помогли удержаться на данном рынке. А далее рабочие отношения стали укрепляться на почве уважения, поддержки и профессионализма. Одно из направлений компании «Эколайф» по сей день – работа с СТМ заказчиков под ключ. От разработки коллекции под заказ до поставки с полным комплектом документов на склад заказчика. Но это касается только детского ассортимента из кроеного трикотажа. Я даже успела открыть в Узбекистане совместное предприятие. Однако, работа в партнерстве оказалась мне не по силам – когда дело мое, не готова идти на компромисс.
В 2014 году кризис, который подкрадывался или тянулся последние четыре года, стал более ощутим, а я все чаще стала думать, что пора уже использовать весь опыт и знания для запуска собственного предприятия в Петербурге. Два года спустя пришло понимание, что наилучшим способом воплотить все идеи, которые были у меня к тому моменту, стало бы создание бренда премиальной одежды на базе собственного производства. Ведь только на собственном предприятии можно гарантировать требуемый уровень качества и ширину модельного ряда. Я привезла новое оборудование из Японии и стала собирать команду. Собственно, так в 2017 году и увидел свет бренд FREE AGE, ставший апофеозом моего стремления к самовыражению и, конечно же, воплощением моей мечты. В этом бренде вся я. Начиная от поисков комфорта и юта, подходящих трендов и ценности натуральных материалов, и заканчивая совместным творчеством с моим профессио-нальным коллективом, который полностью разделяет мои жизненные ценности. В год мы выпускаем две полноценные коллекции, и в каждой более 90 моделей в двух-трех цветоопциях.
Модой говорит время. Она – его рупор. Уметь Слышать ее полезно, но важно контролировать громкость.
– Какие главные отличительные черты FREE AGE?
– В первую очередь, собственный дизайн, а не копии банальных базовых моделей. Эксклюзивные полотна мы создаем сами из нитей путем подбора переплетений, плотностей, цветовых сочетаний, фирменных жаккардов. Мы работаем исключительно с натуральными люксовыми гребенными пряжами. Нашими фирменными составами являются бленды шелка с кашемиром в различным процентном соотношении, в зависимости от сезона. И только круизная капсула изготавливается из вискозы, ведь вещи для летних путешествий и отдыха на море должны быть очень удобными, немнущимися, летящими, дышащими, легкими. Наши фирменные двухсторонние жаккардовые изделия, собранные с закрытием швов на кетеле, стали настоящим хитом и визитной карточкой бренда. Их можно носить на обе стороны. И таких фирменных разработок в технологической сфере очень много. Тут всего и не перечислить. Но во всем, что мы делаем, на первом месте комфорт и статус.
Наверное, это прозвучит не скромно, но могу сказать, что это не только мое мнение: FREE AGE – российский бренд истинного люкса. Не ситуативное импортозамещение, а полноценный локальный конкурент зарубежному люксу.
– Создание коллекций требует не мало идей. Откуда они берутся, и чем вы вдохновляетесь в своей работе?
– В моем сознании очень много идей. Один взгляд на фотографию Питера Линдберга – и вот уже разворачивается целая история про героиню его снимка. Что она носит дома, в чем гуляет по Риму, водит ли машину? Но настоящее вдохновение рождается в работе с командой. Идеи становятся живыми, продуманными, цельными. Работа с людьми – вот мое истинное вдохновение.
У меня есть сотрудники которые со мной с 2008 года. К тому моменту, когда я загорелась новой идеей о своем собственном производстве и бренде, ресурсы полученные от «Эколайф» и мой личный опыт обеспечили проект всем необходимым. А ценности бренда и технологические возможности предприятия привлекли лучших, заинтересованных в самореализации специалистов.
– Все эти годы вам кто-то помогал?
– До 2016 года я совсем не нуждалась в поддержке. Брала на себя ровно столько, сколько могла, что называется, унести. А вот войдя в проект мечты поняла, что самостоятельно не справлюсь с тем количеством задач, которые необходимо решать по всем фронтам. Сначала в команду вошли супруг, дочь и зять. На этапе рождения продукта мой бизнес можно было считать семейным. Но с большими темпами роста мы уперлись в потолок, и теперь вместо «мастеров на все руки» в управлении бренда задействованы исключительно профильные специалисты.
– Какие объемы производства по силам премиальному российскому бренду?
– Несмотря на, то что мы являемся крупным и современным даже по меркам Европы трикотажным производством (наш парк состоит из 19 вязальных японских машин), мы ограничены в объемах из-за сложности наших изделий и большого количества разработок. 50 процентов оборудования постоянно работает на производство товарной партии текущей коллекции, а другие 50 задействованы под разработку новой. Если бы мы работали с масс-маркетом – более простым ассортиментом и пряжами среднего сегмента, – то мы могли бы производить более 240 000 изделий в год! Но в своем премиальном сегменте мы ограничиваемся 15 000 изделий. Это мало. И это очень хорошо. Потому что люкса не должно быть много!
Летом мы предлагаем три капсулы – различные как по идее, так и по используемым материалам. Я сама являюсь целевой аудиторией FREE AGE, безгранично люблю трикотаж.
– Ну, для большинства ваших российских коллег это огромные тиражи. Где же вы их продаете? Ведь у вас только два собственных бутика в Петербурге и Москве.
– Основные клиенты нашего производства – лучшие мультибрендовые бутики страны, которые работают с люксовыми европейскими брендами. Мы приложили немало усилий, чтобы завоевать их доверие. Вообще, у меня много поводов для гордости. И не только в связи с брендом FREE AGE. Я очень горжусь своей семьей – мужем и дочерями. И, конечно же, невероятно талантливой командой.
– А не страшно окружать себя талантливыми людьми?
– Да ну что вы, я этих людей обожаю! Потому что себя назвать такой не решаюсь. Я целеустремленная и предприимчивая. И моя мечта, да и главная задача, – окружать себя именно талантливыми людьми. И у меня это, к счастью, получается. Чего только стоит дизайнер бренда FREE AGE!
– Какой стиль управления вы считаете наиболее продуктивным?
– Все зависит от стадии развития компании. В начале, конечно, все замыкалось только на мне. Да и сейчас я в курсе абсолютно каждого нюанса и каждый день присутствую на производстве. За исключением командировок и дня, когда дома размышляю и строю планы на будущее. Один день дома мне просто необходим, чтобы спокойно подумать. Я планирую, и работаю над тем, чтобы со временем руководители подразделений как можно больше решений принимали самостоятельно. Но отходить от дел точно не собираюсь! Так же, как и выпускать трикотаж FREE AGE на других площадках. Все это будет только в Петербурге и только на собственном производстве. Боюсь, никому на стороне я не смогу доверять в полной мере никогда.
Think Sustainable – станет лейтмотивом российской моды. И здесь, мы рады выступать примером и делиться опытом.
– Как вам кажется, нужно ли менять имидж отечественных предпринимателей в глазах общества?
– Нужно другое… Когда предприниматель будет делать для всех, как для самого себя, имидж будет максимально позитивный. Искусственно его никакой маркетинг не исправит. Нельзя смотреть на муху и произносить заклинание, что это пчела. Но есть и другая сторона вопроса. Предприниматель изначально встречает недоверие общества. Даже если у него прекрасный продукт, то что люди говорят? Что это сделано в России, что от этого ждать чего-то особенного не стоит. Многие, даже не попробовав, ставят клеймо отсутствия качества. И поэтому не имидж предпринимателя надо менять, а пропагандировать качественный российский продукт, чтобы люди им гордились. Вот с брендом FREE AGE мы так и поступаем. Мне не важен мой имидж сейчас, мне важно, что скажут о моем продукте в будущем.
– А текущая геополитическая ситуация в мире и санкционный режим в России способны, на ваш взгляд, открыть «окно» новых возможностей для отечественной индустрии моды?
– Вообще, сложные времена всегда помогали совершать подвиги. Важно забыть о стереотипном мышлении, и генерировать новые подходы в развитии легкой промышленности России. Навряд ли мы увидим появление современных фабрик, работающих с большими объемами, но развитие аутентичных, локальных производств-ателье – это гарантированно. Think Sustainable – станет лейтмотивом российской моды. И здесь, мы рады выступать примером и делиться опытом.